Золотое сечение
Изучая основы композиции в фотографии, ни в коем случае нельзя обойти вниманием правило золотого сечения. Вообще есть несколько правил сочетания элементов, без знания которых хорошие снимки будут получаться лишь от случая к случаю, это: правило третей, правило золотого сечения, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Правило золотого сечения гласит: отношение целого к большему должно равняться отношению большего к меньшему. Но как все это работает на практике?
Золотое сечение в фотографии
Леонардо да Винчи первым стал сознательно использовать правило золотого сечения при создании своих шедевров, а сам термин «золотое сечение» был введен в 1835 году Мартином Омом.
У золотого сечения существует множество удивительных математических свойств, но мы сегодня говорим о правиле золотого сечения, которое имеет отношение к произведениям искусства. Представьте, что фотография разделена основным элементом на некоторые части, в процентном значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62% и 38% (округленно).
Так на фото выше вы можете видеть молодого человека, скрестившего руки. Фотография вписана в спираль Фибоначчи. Отношение левой стороны (стройка) к правой стороне (молодой человек) равно отношению высоты торса молодого человека к высоте его головы, затем — отношению расстояния справа от его головы к высоте головы и т.д.
Для того, чтобы понять, соответствует ли ваше фото правилу золотого сечения, наложите на него вышеупомянутую спираль Фибоначчи, которую вы можете видеть ниже.
Ниже наглядные примеры, как вписывать фотографии в спираль Фибоначчи. Так, снимки с Анжелиной Джоли и Золушкой являются более менее гармоничными, а снимки справа от них — не идеальны.
Пример ниже — очень удачен. Фото справа — до коррекции, фото слева — после вписывания его в спираль Фибоначчи. Как вы видите, для того, чтобы получить удачный портрет, совсем необязательно размещать модель прямо в центре кадра.
Конечно, очень трудно научиться делать гармоничные снимки на подсознательном уровне, для этого и было придумано правило третей. Однако если вы смотрите на свои снимки и не можете понять, что вас в них смущает, попытайтесь наложить на них спираль, и вы поймете в чем дело с точки зрения композиции.